Детский травматизм: причины и как его избежать?
Спасатели напоминают правила поведения при сильном ветре и грозе.
МЧС о мерах безопасности в ураган, сильный ветер.
Правила поведения при различных ЧС
О порядке действий при объявлении уровней опасности
Гордимся, что научили
Министерством по чрезвычайным ситуациям разработана концепция информационно-пропагандистской кампании «Гордимся, что научили», задача которой мотивировать родителей обучать детей правилам безопасности.
Целевая аудитория – родители детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также сами дети. Суть данной кампании – «гордость»: родители любят хвастаться знаниями и умениями своего ребенка. Идея состоит в том, чтобы донести до родителей сообщение о том, что научить своего ребенка правилам безопасности – достойно отдельной гордости.
«Гордимся, что научили!» - плакаты и постеры с таким слоганом появились этой зимой на улицах белорусских городов. Это - социальная инициатива МЧС, призванная мотивировать родителей обучать безопасности детей. В рамках кампании спасатели разработали материалы для детей и родителей – книги, прописи, расписания, другую наглядно-изобразительную и сувенирную продукцию. О том, что необходимо обучать правилам безопасности с самого детства, напомнят аудио и видеоролики, а также презентационные мероприятия, которые будут проходить в местах, где чаще всего бывают родители с детьми. Спасатели постоянно ищут новые креативные формы работы с родителями, чтобы граждане осознали важность обучения детей правилам безопасности в семье, ведь именно в семье закладывается фундамент культуры безопасности жизнедеятельности.
Родители могут начать простые уроки безопасности со своими детьми прямо сейчас, используя раздел «МЧС родителям и педагогам» на сайте 112.by. Проверить и закрепить знания можно, пройдя тест для детей и родителей, перейдя по ссылкеhttp://mchs.gov.by/test/. Ответив правильно на все вопросы, распечатывайте и делитесь в социальных сетях грамотой «Гений безопасности», где отмечены и родители, и дети. Следите за ходом проведения кампании на сайте МЧС, а также в СМИ
Правила пожарной безопасности для школ
Противопожарные требования к территории и помещениям школы. Пожары не обходят стороной и учебные заведения, например, школы. Случается это из-за несоблюдения требований пожарной безопасности учащимися или взрослыми. Иногда пожары случаются из-за незнания отдельными учащимися элементарных норм пожарной безопасности.
Начнем со школьной территории. Школьный двор должен быть не только ухоженным и красивым, но и пожаробезопасным. Для этого необходимо поддерживать его в чистоте. Прежде всего он не должен быть захламлен мусором, особенно сгораемым: листвой, бумагой, старой мебелью и т. п. Достаточно непогашенной спички для их воспламенения, а до здания рукой подать. Ветром искры от огня могут быть занесены и в открытое окно школы, и на кровлю здания. Поэтому Правилами пожарной безопасности запрещено складировать на территории школ горючие материалы. Они должны регулярно убираться и вывозиться за пределы школы. Этими же правилами категорически запрещено разведение костров и сжигание мусора на школьных дворах.
Содержать в чистоте территорию школы надо не только для того, чтобы она выглядела красиво. Загромождение подъездов к зданию школы не дает возможности пожарным машинам подъехать к ней в случае необходимости. И вы можете догадаться, чем может обернуться потерянное при пожаре время.
В здании школы должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Если один из них отрезан огнем, то для спасения необходимо использовать другой. Двери выходов должны открываться наружу и быть оборудованными запорами, которые легко открываются изнутри. Над дверями этих выходов должна быть надпись "Запасный выход".
Расстановка мебели и оборудования в классах, мастерских и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей, а также их подходу к средствам пожаротушения. Эвакуационные проходы, лестницы нельзя загромождать какими-либо предметами и оборудованием.
Кому-то эти требования могут показаться мелочными и даже ненужными. Но так можно рассуждать, когда все спокойно и нет никакой опасности. Если же в школе сложилась чрезвычайная ситуация и большое количество учащихся одновременно стараются покинуть здание, то эти "мелочи" могут привести к человеческим жертвам.
В школе есть помещения и кабинеты, являющиеся пожароопасными. К ним относятся химические лаборатории, кабинеты химии и физики, учебные мастерские. В них используются легковоспламеняющиеся жидкости, горючие вещества, имеются электрические приборы. Работа с ними должна проводиться только в присутствии педагогов или лаборантов. Перед началом работы необходимо убедиться в исправности электроприборов и проверить наличие соответствующих этикеток на банках с реактивами. Работать с огнеопасными жидкостями нужно только в вытяжных шкафах при включенной вентиляции.
Закончив работу, промасленные ветошь или тряпки нужно убрать в металлический ящик с крышкой. После занятий ящик должен быть очищен. Следует убрать мусор и отходы, не забыть выключить электроприборы.
Вы также должны бережно относиться к первичным средствам пожаротушения, имеющимся в школе. Возможно, в чрезвычайной ситуации они спасут вам или кому-то жизнь.
Действия при пожаре в школе. Пожары всегда опасны для людей. Но пожар в школе или другом общественном здании более опасен из-за большого скопления людей. Опасность состоит в том, что они обычно плохо знают пути спасения. Печальный опыт свидетельствует, что большинство людей в экстремальной ситуации пытается спастись знакомым путем, поэтому они часто бегут буквально в огонь. Чтобы этого не произошло, находясь в любом помещении, вы должны узнать, где находится аварийный или эвакуационный выход. Нельзя забывать об этом и в салоне автобуса, троллейбуса или авиалайнера.
Каждый учащийся должен правильно и без паники действовать при пожаре в школе. Ученик, заметивший загорание, обязан немедленно сообщить об этом учителю или дежурному МЧС по телефону 101. Чем быстрее прибудут спасатели, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар и оказана помощь людям. Не надо тратить время на выяснение причин и поиск места возгорания, потому что пожар тем временем может принять большие размеры. Этому способствует отделка учебных помещений деревом, пластмассами и другими горючими материалами. Не надо забывать и об особой опасности мастерских, а также физических и химических лабораторий.
После сообщения о пожаре все учащиеся и взрослые должны покинуть помещение через основные или запасные пути эвакуации. Эвакуация должна проводиться немедленно и из всего здания независимо от размеров пожара. В первую очередь эвакуируются учащиеся из кабинетов, где создалась наибольшая угроза для жизни.
Каждое школьное здание имеет не менее двух эвакуационных выходов. В случае невозможности использовать один выход, отрезанный огнем,
используется другой. В каждой школе также имеется план эвакуации на случай пожара или другого чрезвычайного происшествия. Обязанность всех учащихся — ознакомиться с планом эвакуации, его содержанием, определить на нем место расположения своего класса и пути движения при эвакуации. План вывешивается на хорошо видимых местах, примыкающих к путям эвакуации.
Эвакуация (при пожаре) — процесс движения людей из помещения, здания по эвакуационным путям с целью предотвращения возможного воздействия на них опасных факторов пожара.
Эвакуационный путь — это путь от возможного места пребывания человека по свободным проходам до выхода из здания.
При неорганизованной эвакуации может возникнуть паника, что часто заканчивается трагически. Например, в классе все ученики одновременно встают со своих мест и направляются к выходу. Вследствие ограниченной пропускной способности эвакуационных путей и выходов создается толчея. Она уменьшает скорость движения учащихся. Это приводит к противоречию: чем быстрее люди стремятся покинуть помещение, тем больше времени они вынуждены затратить на это. Чтобы такого не произошло, крайне важными при эвакуации являются дисциплинированность и четкое выполнение распоряжений учителя.
Передвижение должно осуществляться организованно и без паники. Не толкайте друг друга. При необходимости оказывайте помощь другим учащимся, особенно младших классов.
Эвакуируясь с верхних этажей, используйте лестничные клетки. При их задымлении раскройте или разбейте окна на лестничных площадках или в их пределах. Не забудьте закрыть двери помещений, откуда проникает дым. Если помещение задымлено, двигайтесь, пригнувшись к полу. Не забывайте защищать органы дыхания известными вам средствами.
В случае невозможности эвакуации обычным путем можно попытаться вылезти через окна, если класс находится на первом этаже. Если и это невозможно, необходимо поступать, как в ситуациях при пожаре в жилище. Важно только не паниковать! С верхних этажей людей спасают, используя стационарные и приставные лестницы.
Если загорание небольшое и пожар не принял угрожающих размеров, нужно до прибытия пожарных потушить огонь самим. Для этого используются первичные средства пожаротушения: огнетушители, вода (в том числе из пожарных кранов), а также плотная ткань.
После вызова спасателей не забывайте об их встрече. Встречающий должен проинформировать пожарное подразделение о сложившейся обстановке, есть ли угроза людям, где они находятся.
Для того, чтобы действия учащихся при возможном пожаре были слаженными, в каждой школе ежегодно проводится "День гражданской обороны" или "День защиты детей". На этих мероприятиях отрабатываются действия на случай пожара в школе. Отнеситесь к этому серьезно и ответственно.
Если в школе случился пожар, надо вызывать и скорую медицинскую помощь. У многих после нахождения в задымленном помещении могут быть головные боли, рвота, ухудшение состояния. В таких случаях после эвакуации надо обратиться за помощью к медработникам.
Знания о действиях при пожаре в школе могут пригодиться вам и при нахождении в других общественных местах, где возник пожар. Это театры, магазины, кафе, вокзалы, кинотеатры, концертные или спортивные залы и т. п. Полученные знания будут полезными и в будущем, когда вы станете взрослыми.