В домашних условиях необходимо придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии с ростом ребенка.
Высота стула должна быть равна длине голени со стопой (в обуви) до подколенной ямки в положении сидя. При большей высоте стула нога учащегося не достигает пола, уменьшается площадь опоры, увеличивается мышечная нагрузка. При меньшей высоте колени будут подниматься над стулом, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра. Глубина сиденья должна составлять от двух третей до трех четвертей длины бедра, а профиль сиденья соответствовать форме бедра и ягодиц.
Надо учитывать и соотношение основных элементов крышки стола и стула со спинкой. Оно благоприятно, если дифференция – расстояние по вертикали от заднего края стола до сиденья стула равняется разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника плюс 5 - 6 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к асимметрии тела и искривлению позвоночника, а также сокращает или увеличивает расстояние от глаз до книги или тетради.
Дифференция стола – высота крышки над плоскостью сиденья также должна соответствовать размерам тела, ее величина составляет 18 процентов от роста ребенка. Если стол низкий, учащийся наваливается на него корпусом, и могут возникнуть искривление позвоночника (кифоз), близорукость, нарушение обмена веществ. Когда парта высокая, то ученик должен сидеть напряженно, с высоко поднятыми локтями, что ведет к усилению поясничной кривизны позвоночника (лордоз), повышенному утомлению при работе. Между тем нарушения в состоянии здоровья могут возникнуть даже правильной дифференции, если учащийся во время письма и чтения не держит оба локтя на крышке стола, если один из локтей свисает. Тогда вырабатывается сколиоз, влекущий за собой нарушение функций всего организма.
Дистанция спинки – расстояние по горизонтали от заднего края крышки стола до спинки стула не должна превышать предназначенного размера грудной клетки более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности опираться на нее, центр тяжести тела смещается вперед по отношению к точке опоры. При недостаточной дистанции спинки крышка стола упирается в грудную клетку, нарушаются дыхание и кровообращение, рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается – прогрессирует утомление, падает работоспособность.
Дистанция сиденья стола – взаиморасположение края стула и заднего края крышки стола бывает трех разновидностей: положительная, нулевая и отрицательная. При последней передний край стула подходит под задний край крышки стола на 4 - 5 см. Это создает эффективную опору для туловища, оно оказывается в удобном положении, руки спокойно покоятся на рабочей поверхности стола, голова удалена от нее на 35 – 40 см, зрительные оси направлены под углом, близким к прямому. При этом осанка ученика отличается хорошей выправкой и вместе с тем не напряжена. Органы дыхания и кровообращения функционируют свободно и полноценно, обеспечивая хорошее снабжение мозга кровью, что создает благоприятные условия для высшей нервной деятельности и укрепления здоровья.
Для лучшего использования естественного освещения столы следует ставить ближе к окну. Следите, чтобы сын, дочь правильно пользовались стулом: его надо задвигать за край стола на 3-4 см и опираться спиной на спинку стула. Во время подготовки домашних заданий нужно делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут и через каждые 15 минут менять позу. А если все-таки обнаружите нарушения осанки, искривления позвоночника, сразу же обращайтесь за советами к специалистам.