Ссылка на раздел сайта Министерства образования Республики Беларусь «Вопросы и ответы, касающиеся поступления ребенка в первый класс»
Организация приема детей в 1 класс на 2023/2024 учебный год
Порядок приема (зачисления) детей в I классы УОСО регламентируется Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 19.09.2022 № 322 (далее – Положение об УОСО), Инструкцией о порядке учета детей в целях получения ими общего среднего, специального образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.08.2022 № 285.
В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 151 Кодекса об образовании, местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за начальной школой, базовой школой, средней школой, гимназией (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению (далее – микрорайон).
Преимущественное право при приеме (зачислении) в I классы названных УОСО имеют дети, проживающие в микрорайоне данного учреждения образования. В приеме (зачислении) ребенка, проживающего в микрорайоне УОСО, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в УОСО могут приниматься дети независимо от места их жительства.
В соответствии с пунктом 72 Положения об УОСО, прием документов для зачисления в I классы УОСО детей, проживающих по микрорайону, необходимо осуществлять с 12 июня по 15 августа. При наличии свободных мест для зачисления в I классы УОСО детей, не проживающих по микрорайону, документы могут быть поданы с 16 по 28 августа.
Прием (зачисление) в I классы УОСО осуществляется в соответствии с контрольными цифрами приема, наполняемостью классов, которые устанавливаются решением учредителя учреждения образования или уполномоченным им органом в соответствии с требованиями, установленными в пункте 6 статьи 150 Кодекса об образовании.
Обращаем внимание, что прием (зачисление) детей в УОСО осуществляется по достижении ими на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей ребенка с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс ребенка, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году (пункт 3 статьи 151 Кодекса об образовании).
Документы для зачисления в первый класс:
1. Заявление на имя директора школы;
2. Свидетельство о рождении (предъявляется при подаче документов для уточнения возраста ребёнка, внесения данных в личную карту учащегося (п.75 Положения об УОСО);
3. Медицинская справка о состоянии здоровья;
4. Заключение Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (при наличии).
Прием заявлений осуществляется только от законных представителей при предъявлении паспорта (для уточнения регистрации места жительства).
Медицинская справка о состоянии здоровья ребёнка, поступающего в I класс, может быть предоставлена в учреждение образования и после подачи заявления законным предаставителем, но не позднее 25 августа 2023 года.
Перечень школьных принадлежностей для учащихся 1 класса
Тетради:
- в узкую косую линейку – 2 шт.
- в клетку – 2 шт.
Обложки для учебников (набор первоклассника) и тетрадей - 4 шт.
Веер букв (гласные, согласные).
Веер цифр (1 - 20).
Набор ручек (цветные стержни: зелёный, красный, синий).
Ручка шариковая (синий стержень) – 2 шт.
Набор геометрических счетных материалов + счетные палочки.
Пенал.
Линейка (20 см).
Простой карандаш – 2 шт.
Цветные карандаши (заточенные) 12 цветов.
Альбом (блок) для рисования (формат А4).
Акварельные краски, гуашь, кисть (2 шт.).
Палитра.
Закладки для учебников.
Стаканчик для рисования "Непроливайка".
Ножницы с закруглёнными концами.
Клей-карандаш, ПВА (кисточка для клея).
Цветная бумага,цветной картон.
Пластилин (12 цветов), доска для лепки, стеки.
Ластик, точилка.
Папка-скоросшиватель с 20 файлами.
Папка - конверт.
Природный материал (шишки, ракушки, засушенные листья и т.д.).
Бейджик.
Школьная форма (деловой стиль одежды).
Сменная обувь.
Спортивная форма, обувь (в спортивном рюкзаке).
Все принадлежности должны быть подписаны !
Готовим к школе... родителей
…Подготовка к школе ребенка – это, как говорится, полдела. Вторая половина - это подготовка самих родителей. Кроме шуток: когда в одном садике задали вопрос, какая проблема волнует пап и мам при подготовке их детей к школе, родители ответили, что самыми неподготовленными чувствуют себя они сами… А собственно, в этом нет ничего удивительного: ведь раньше они были родителями грудничка, потом родителями дошкольника, а теперь становятся родителями школьника. Это тоже важный этап, требующий подготовки!
Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому, чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка умение заниматься - в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. А для этого, опять же, не лишайте ребенка самостоятельности. Не навязывайте ему постоянно свое общество. Даже если вы идете в тот же магазин, не тащите дитя с собой насильно (и не оставляйте насильно дома, если он вам не так уж и помешает). Спросите: "Пойдешь со мной?" Разумеется, тут же договорившись, что ребенок не будет в магазине ничего клянчить сверх меры - если ваш малыш способен договариваться на такие темы.
Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома - при этом чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности. Ведь если не начать это лет в пять, то можно добиться другой крайности, как, к примеру, в одной семье, где девочка смогла оставаться дома одна только тогда, когда ей исполнилось лет тринадцать…
Также очень важно сформировать у будущего ученика… готовность к грубости, несправедливости и неправоте взрослого. В частности, ребенка стоит научить с одной стороны, не раболепствовать перед педагогом, а с другой стороны, в каких-то ситуациях не лезть на рожон, доказывая во что бы то ни стало свою правоту. Да, есть такая поговорка: "Из двух спорящих виноват тот, кто умнее". Так разрешите ребенку иногда именно так стать умнее: да, в принципе учителю можно в ответ показать кукиш, но в кармане. И это вовсе не двуличность, не лицемерие, а то, что называется дипломатией: умение, оставаясь при своем мнении, скрывать свои истинные чувства. Умение, если хотите, искусно сыграть подчинение.
И разумеется, не пугайте ребенка школой - мол, ты не умеешь сам есть, одеваться, рисовать, читать; учись, не то пойдешь в школу, тебе покажут!.. Cтрах - далеко не лучшая мотивация для ребенка в любом случае, а уж перед школьной жизнью - и подавно…
Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" - это уже более действенная мотивация.
Не волнуйтесь по тому поводу, что, мол, ребенок может не выдержать возросшей в школе нагрузки. На самом деле самая тяжелая нагрузка - это необходимость отсидеть в общем без движения 45 минут урока (во всех школах в первых классах сейчас уроки по 35 минут, причем с двумя "физкультурными минутками" посреди урока, да и к поведению первоклашек хороший учитель относится не так строго, не заставляет их сидеть без движения…) Другая возможная проблема - возросшее количество обязанностей, более жесткий контроль знаний. Но если в школе это делается постепенно (и, кстати, столь же постепенно увеличиваете требования к ребенку и вы дома, в семье) - то и эта проблема будет решена без особых травм для малыша.
Советы психолога
1. Перестаньте воспринимать своего ребенка как маленького. Поручите ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Делайте это мягко: "Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль и т. п.)".
2. Определите ваши общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение семейных проблем).
3. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. На жалобы со стороны окружающих отвечайте: "Спасибо, мы обязательно поговорим с ним на эту тему дома".
4. Научите ребенка делиться с вами своими про¬блемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мне¬нием. Только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
5. Приобщайте ребенка к экономике семьи. Постепенно учите его сравнивать цены, ори¬ентироваться в семейном бюджете (например, дайте деньги на хлеб и на мороженое, коммен¬тируя сумму на тот и на другой продукт), ходи¬те вместе за покупками.
6. Постоянно беседуйте с ребенком. Развитие речи — залог хорошей учебы. Слушайте вни¬мательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно инте¬ресно.
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами своего ребенка. Видеть мир глазами другого — основа взаимопонимания.
9. Чаще хвалите ребенка, восхищайтесь им. На жалобы, будто у него что-то не получается, отвечайте: "Обязательно получится, попробуй еще раз". Формируйте высокий уровень при¬тязаний и сами верьте в то, что ваш ребе¬нок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, нежностью, а не отделывайтесь поощрениями, такими как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что запреты не всег¬да разумны. Обязательно поясняйте причины ваших требований, если возможно, предложи¬те альтернативу. Уважение к ребенку — фунда¬мент уважительного отношения к вам в насто¬ящем и будущем.
Ваш малыш стал школьником
Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой и Вы не устанете в пути.
Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно толь¬ко в тесном сотрудничестве семьи и школы.
Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близ¬кие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!
Закон 1
Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2
Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.
Закон 3
Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.
Закон 4
Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5
Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6
Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7
Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие люди.
Закон 8
Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9
Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10
Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители!
Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
Мы желаем вам успехов!